Объявления
  • Халаты, домашняя одежда В наших магазинах Вы всегда сможете подобрать себе удобные и элегантные, приятные телу сорочки из хлопка, отделанные знаменитыми елецкими кружевами, найдете халаты, домашние костюмы, пижамы и ночные сорочки различных производителей.
    www.spb-pridanoe.ru
    Адрес и телефон
  • Сварочные оборудование Оборудование для обработки листового металла и производства и реализации систем вентиляции и кондиционирования воздуха.
    www.spb-it.ru
    Адрес и телефон
  • Статистика CMS Рейтинг систем управления сайтами (Рейтинг CMS) показывает общее число веб-узлов, процент веб-узлов с одной из детектируемых CMS, распространённость CMS по типам.
    www.gs.seo-auditor.com.ru
    Адрес и телефон
Все объявления
Курсы валют
Прогноз погоды

Упанишады

Упанишады, индийские прозаические и стихотворные религиозно-философсие трактаты. Часть ведической литературы (см. Веды). Термин "У." [санскр., буквально = сидение (ученика) подле (учителя)] понимается в Индии как "сокровенное знание", доступное только посвященным. Возникли в древности (приблизительно в 7=3 вв. до н. э.); значительную философскую и художественную ценность имеют т. н. главные У., непосредственно связанные с разными ведическими школами. В центре У. = философские проблемы ведической религии, познание человеком самого себя и окружающего мира; толкования жреческого ритуала оказываются в них на втором плане. Главная доктрина У. = учение о единстве Брахмана (абсолютного и объективного начала Вселенной) и Атмана (субъекта, индивидуума). Отвлечённые идеи поясняются с помощью притч и аллегорий, причём специфическим художественным приёмом служит отождествление явлений и понятий разных уровней, своего рода "игра понятиями", получающая оправдание и смысл в свете философской концепции У. о единстве мира. Значение У. не ограничивается Индией. Полагают, что ещё в древности и средние века знакомство с ними обогатило учения иранских суфиев, неоплатоников и христианских богословов; в новое время их влияние сказалось на взглядах многих европейских и американских философов, начиная с А. Шопенгауэра и Р. У. Эмерсона.

Изд.: Upanishads. The prinsipal Upanishads, ed. with introd., text, transi. and notes by S. Radhakrishnan, L., 1953; в рус. пер. = Брихадараньяка Упанишада. Предисл. и коммент. А. Я. Сыркина, М., 1964; Чхандогья Упанишада. Предисл. и коммент. А. Я. Сыркина, М., 1965; Упанишады. [Предисл. и коммент. А. Я. Сыркина], М., 1967.

Лит.: Сыркин А. Я., Некоторые проблемы изучения упанишад, М., 1971; Keith А. В., The religion and philosophy of the Veda and Upanishads, Half. 1=2, Camb. (Mass.), 1925.

? П. А. Гринцер.

Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) 1969-1978

«Упанишады» в Интернете: